Методическая копилка

https://docs.google.com/presentation/d/1Sg4HndqR7OM5e0kjvgkE30sC2MeepPOh/edit?usp=sharing&ouid=114338870248580111433&rtpof=true&sd=true

Воробьева Людмила  Александровна,

 старший воспитатель

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка- детский сад №302»

 

 

Взаимодействие семьи и детского сада в формировании

 духовно-нравственных ценностей дошкольников.



Воспитание ребенка – это  очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду как личности. Какое  влияние оказывают на ребенка семейные отношения и традиции? Ценности, традиции, нормы поведения помогают формировать мировоззрение малыша. Всем известно, что семейные традиции переходят от поколения к поколению, конечно, со временем они меняются, как и весь мир, но их функция остается прежней: укрепление семейных взаимоотношений, воспитание таких личностных качеств как взаимная поддержка, понимание, любовь, забота.

Наш детский сад реализует комплексную образовательную программу дошкольного образования «Мир открытий» под  общ.ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. В разделе социально-коммуникативное развитие есть подраздел - человек в культуре, который предполагает знакомство с русской традиционной культурой и культурой других народов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одно из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества личности, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур.

Сегодня стоит острая необходимость формирования культуры духовно-нравственного общения, в первую очередь через семью и семейные отношения, через родителей, начиная уже с дошкольного учреждения, чтобы мамы и папы каждого ребенка знали  и уважали  не только свою культуру, но и культуру других народов. Когда-то многие люди не могли представить свою жизнь без семейных традиций и обычаев, ведь это считалось неизменным условием сплоченной и дружной семьи. Но в наши дни, к сожалению, немногие могут похвастаться семейными традициями и обычаями, ведь они являются редкостью. Современные родители, чаще всего, слишком заняты или у них просто нет желания. Они могут считать, что это просто  не нужно их семье.

 Наша программа  «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада», включает мероприятия, которые помогают родителям поменять свои взгляды.

Наш детский сад является базовой площадкой по реализации образовательных программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС по теме «Традиции семьи и детского сада в формировании духовно- нравственных качеств личности дошкольника».

В рамках реализации Программы мы провели анкетирование родителей.  В анкете они отвечали на вопросы, связанные с традициями  в семье. Мы узнали, что традиционные праздники в семье, это дни рождения, Новый год, Рождество, Пасха.  Мы решили  продолжить традицию большинства семей и  провести праздник Рождества Христова. Пригласили социальных партнеров нашего детского сада, КСЦОН «Родник»  города Омска,  отдыхающих дневного пребывания, показали рождественскую сказку, подарили подарки, напоили чаем. Праздник получился, как в большой семье.

 Затем мы провели онлайн - мониторинг  о национальностях родителей, родных и близких семьи.  Результаты показали, что национальности самые разные:  казахи, украинцы, молдаване, немцы, армяне, узбеки, татары.  Родилась идея – провести  фестиваль народов, в большинстве проживающих, на территории города Омска. Получился большой, яркий, незабываемый праздник,  «Нарисуем мир разноцветными мелками», в котором дети, родители и педагоги рассказывали о костюмах, фольклоре, традициях народов, проживающих на территории города Омска.  В этом мероприятии  приняли участие дети, педагоги детского сада, родители, студенты музыкального колледжа, вокальный ансамбль «Берегиня», педагоги других детских садов города Омска. Участники вокального ансамбля «Берегиня» рассказали об особенностях национального костюма украинского народа. Мы увидели, с каким интересом и  ответственностью родители готовились к своему выходу, как дети с гордостью стояли вместе с мамами и папами. Праздник долго обсуждали и вспоминали. Теперь эти праздники стали традиционными  в детском саду.

Наш детский сад активно принимает участие в проектах, которые реализует отдел религиозного образования и катехизации  Омской епархии.  Один из таких проектов, проект «Единство во имя мира».  В рамках  этого проекта мы участвовали в акции «Дорогою добра», где мы рассказали о взаимодействии с социальными партнерами КСЦОН «Родник»  города Омска. Педагоги Логунова Т.А. и Мелещенко Е.С., решили вместе с детьми поздравить ветеранов Великой Отечественной войны с праздником. Сделали подарки, подготовили с детьми стихи и песни. Затем взяли в Центре адреса ветеранов, договорились о встрече.  Встречи запечатлели на фото и поделились своим опытом. Продолжением акции стало проведение мастер- класса «Мы тоже будем помнить, с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, среди которых были дети войны и блокадники Ленинграда. Это мероприятие запомнилось всем присутствующим своей торжественностью, а для нас первой искоркой, которую мы зажгли.

Родители и дети нашего детского сада принимали участие в  городском фестивале  национальных культур « В семье единой», организатором которого  был департамент образования и  детский сад №291. Мы представляли казахскую национальную  одежду ребенка, девушки, женщины, мужчины. Заняли почетное первое место.

Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. Чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок.  Среди родителей наших воспитанников, мы нашли семьи с устойчивыми традициями: на праздники готовить  национальное блюдо, любимое, для всей семьи. В связи с непростой ситуацией, мы не смогли пригласить родителей в детский сад, поэтому, мы предложили снять видео ролик с рецептами приготовления традиционных национальных блюд. Получился онлайн - фестиваль национальных блюд «Кухня Мира». Видео могли посмотреть родители в групповых чатах и дети с педагогами  в группах.

Танец - неотъемлемая часть любого праздника, танцевать вместе с родителями и друзьями - радость для всех. Традицию, танцевать на празднике, мы продолжили  на фестивале « Путешествие в мир  танцев», празднуя День Мира.

Традиции несут в себе много разнообразных функций: прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие ребенка, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка и укрепляют семью. Творческая группа педагогов детского сада сделала промежуточный анализ мероприятий.  Педагоги задались вопросом: «Есть ли у  народов, проживающих на территории города Омска, один праздник, возможно, его празднуют по-разному?»  Изучали литературу,   обратились  к  интернет – ресурсам,  провели опрос среди родителей и  выяснили,  что есть праздник  Пасха (русские, немцы),   созвучен с  праздником Наурыз  (казахи).  Мы решили  провести большой праздник на территории детского сада «Семейные традиции». Благодаря нашим активным родителям, дети узнали о том, как отмечают праздники в семье Клименковых, Петрашовых, Смагуловых, Хусаиновых, Черноус. Родители, которые представили традиции и обычаи  своей  семьи, не только рассказали, но поиграли в народные игры, показали детям национальные костюмы, быт семьи. Организовывая такие мероприятия, мы взрослые, хотим показать детям, что как бы ни отличались люди друг от друга, их культуру объединяет много общего: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, бережное отношение к своим традициям.

Педагоги нашего  ДОУ участвуют в  реализации проекта «Сказки во имя мира».  Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.   Во многих семьях наших воспитанников есть традиции читать сказки, как правило, на ночь. Читают детям  сказки мамы или бабушки.  В детском  саду мы продолжили традицию читать сказки и приобщили к этому  родителей-пап. Папы сначала рассказывали немного о себе, кто по профессии, что делает, затем читали сказку и беседовали с детьми. Дети с интересом слушали, отвечали на вопросы,  а потом  рисовали иллюстрации к отрывкам сказок, которые больше всего понравились. Литературная гостиная «Осень в произведениях  детских писателей и поэтов»,  где дети с участием родителей показали сказку «Волк и семеро козлят на новый лад»,   надолго осталась в памяти присутствующих, особенно роль волка и его выступление.

 Мы провели мастер-класс драматизация украинской сказки «Лисичка- сестричка и волк- дружище».  Конкурс «Театральная весна», где родители вместе с детьми показывают сказку, стал доброй традицией нашего детского сада.

На базе нашего ДОУ мы проводим  церковно - общественный форум Международные Рождественские  образовательные чтения. Мы сотрудничаем с Храмом Василия Великого. Настоятель протоирей Евстафий Симора- частый гость нашего детского сада. Педагоги принимают активное участие в международных Аксиологических чтениях. Логунова Тамара А.,  от нашего ДОУ была участником 4 –ой  Всероссийской сессии «Социокультурные истоки», «Священные рубежи Святой Руси».

 Одним из аспектов духовно-нравственного воспитания, является трудовое воспитание. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.  Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Каждый ребенок знает, что папа и мама работают, но не все дети знают специфику работы своих родителей, что делают родители на работе, результат труда. Участие в проекте «Омск-город славы трудовой. 2021», позволило всем участникам образовательного процесса познакомиться с профессиями родителей. Экскурсии на  «Кондитерскую фабрику», ОНИИП «Иртыш», библиотеку им П. Васильева, ПЧ №30, Дом творчества Октябрьский, почту России, молочный завод п. Лузино (Крыночка) оставили  в памяти детей много познавательного, полезного, интересного.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, мы ищем  новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии.  Родители, дети, педагоги –мы  одна большая семья. Семья дает ребенку главное – любовь, взаимовыручку, интимно-личностную связь и единство с родными,  этого  не может дать никакой другой социальный институт. Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье.  Традиции   семьи и детского сада играют в воспитании очень большую роль. Поэтому, нужно всем участникам педагогического процесса, (воспитателям, родителям) проводить как можно больше времени с детьми, учить их собственными положительными примерами.

 

 Литература:

1.Комплексная  образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общ.ред. Л.Г Петерсон, И.А. Лыковой-2018.

2.  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60 — 68.

3. Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка// Воспитание и дополнительное образование. — 2004. — №3.

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

 

 

 

 

 

БДОУ г. Омска «ЦРР-Д/с№302» старший воспитатель Воробьева Людмила  Александровна 89618815361

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий