Деятельностный подход в образовательной
деятельности с дошкольниками.
Мир вокруг нас изменился – изменились и
дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана
развития ребёнка, который в нём уже имеется.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задача дошкольного воспитания состоит не
в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов
перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы
создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и
реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Сегодня остро ставится проблема – как развернуть
систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению
жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к
созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в
детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.
Современный детский сад должен стать
местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного
контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.
Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания,
деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот
путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности
(ребенком) призвана стать личность
педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством
воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения
творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога
поиска методов, приемов, педагогических
технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих
личность ребенка в процессе различных
видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации
образовательного процесса в ДОУ.
Подход как категория шире
понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы,
приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в
психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где
личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в
деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой
деятельности и общения.
·
Деятельность можно определить как специфический вид
активности человека, направленный на познание и творческое превращение
окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.[1]
·
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности,
выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
Деятельностный подход - это:
· Субъектно ориентированная организация и управление
педагогом деятельностью ребенка
при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.
Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как
личность.
· Предполагает
открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него
установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход ставит следующие
задачи перед педагогом:
· Создать условия
для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
·
Учить ребенка
самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства,
ее достижения;
·
Помогать ребенку
сформировать у себя умения контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании
связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством
становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования
форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и
запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий,
деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и
конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе,
удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в
качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную
деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе,
оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и
результаты.
Деятельностный подход в воспитании в совокупности
компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью.
Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма
непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности;
личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно
осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования
деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода
заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная
деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.
Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми,
совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет
содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного
подхода.
Принципы
деятельностного подхода:
•
принцип
субъектности воспитания:
Воспитанник -
не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он
– субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя,
увлекать меня, исходить из души моей».
Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной
деятельности.
Субъективные свойства личности также проявляются в
способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных
контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать,
главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только
в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена
субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.
•
принцип учета
ведущих видов деятельности и законов их смены:
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности
в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития.
Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно
обоснованные положения о том, что все психологические новообразования
определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены
этой деятельности.
•
принцип учета
сензитивных периодов развития:
Ориентируется
на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они
наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и
деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет -
сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического
слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска
соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и
одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения
и воспитания.
•
принцип
преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной
деятельности детей и взрослых:
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С.
Выготским:
«
… исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие
вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы
определяем развитие завтрашнего дня».
•
принцип
обогащения, усиления, углубления детского развития:
Согласно теории
о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период
дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение
наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами,
видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для
ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и
сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная,
художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают
особое место в системе.
•
принцип
проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:
Деятельность должна быть социально - значимой и
общественно - полезной.
•
принцип
обязательной результативности каждого
вида деятельности;
•
принцип
высокой мотивированности любых видов
деятельности;
•
принцип
обязательной рефлективности всякой деятельности;
Рефлексия - процесс
самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
•
принцип
нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
•
принцип
сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
•
принцип
активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в
целенаправленном активном восприятии
ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Деятельностный подход предполагает
открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки
на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход - организация и
управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально
организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие
разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность.
(Л.Г.Петерсон)
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
·
Создание проблемной
ситуации
·
Целевая установка
·
Мотивирование к
деятельности
·
Проектирование
решений проблемной ситуации
·
Выполнение
действий (заданий)
·
Анализ
результатов деятельности
·
Подведение итогов
Этапы деятельности
|
Содержание
|
1. Создание проблемной ситуации
|
Процесс вовлечения в деятельность:
1. Что-то внести, чтобы большинство
детей заинтересовалось
2. Что-то убрать, оставив пустое
место (в группе не осталось кукол или машин или др.)
3. Приходит кто-то в гости или
игрушка
4. Эффект неожиданности (шум,
треск, стук...)
5. Делать в присутствии детей
что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно,
играть с мл. воспитателем в шашки и др)
6. Интрига (подождите, после
зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень
хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно
простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина,
попозже о ней поговорим»)
7. Договориться с родителями одеть
ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит
сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в
том-то
8. Специально организованная
ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)
9. День рождения у ребенка
(воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны
для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»)
10.Воспитателю нужна помощь детей в
чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям
Если хочет что-то сказать мальчик
или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться
девочкам
|
2. Целевая установка
|
|
3. Мотивирование к деятельности
|
|
4. Проектирование решений
проблемной ситуации
|
Выдвижение различных вариантов, что
сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые,
не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на
выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов.
В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему
ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает
что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь
отправить более смышленого ребенка
|
5. Выполнение действий
|
|
6. Анализ результатов деятельности
|
Не спрашивать у детей: понравилось
или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли
ребенок цель
|
7. Подведение итогов
|
Найти кого за что похвалить (не
только за результат, но и за деятельность в процессе)
|
Сравнительный
анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода
Традиционный
процесс обучения
|
Образовательная
деятельность при деятельностном подходе
|
|
Задействованная
сторона мышления
|
Воспроизводящая
сторона мышления (репродуктивная)
|
Творческая
сторона мышления (продуктивная)
|
Деятельность
педагога
|
Трансформация
знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку
|
Учит
мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации
исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие
нового в процессе решения проблем
|
Деятельность
ребенка
|
Восприятие
и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции
|
Приобретает поисковый,
исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний
и способов действий
|
Методологические подходы к организации занятий с
детьми:
- Ребенок занимает активную
позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
- во время образовательной
деятельности главенствует дух открытия;
- Обязательны смена мизансцен
и движение;
- Очередной вид деятельности
следует начинать с постановки задачи в общем виде;
- Не принимать ответы детей
без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- Отказаться от судейской
роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- Учить детей видеть
возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза
ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- В процессе руководства
детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- Необходимо поддерживать у
детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном
подходе:
диалога, проекта, игровые
мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные
педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации
детей
Формы самореализации дошкольников:
Выставки (тематические и
авторские);
Персональные выставки детских
работ;
Презентации;
Игровые проекты (обязательным
условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт
детской деятельности);
Коллекции.
Итак, золотые правила деятельностного
подхода:
•
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
•
Веди ребенка от собственного опыта
к общественному;
•
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
•
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
•
Учи анализировать каждый этап работы;
•
Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий